суббота, 26 февраля 2011 г.

«УКРТЕЛЕКОМ» ГАРАНТИРУЕТ: БУДЕМ СО СВЯЗЬЮ!


Чего только мы не слышали о компании «Укртелеком»! И до недавнего времени информация об этом крупнейшем участнике рынка коммуникационных услуг в основном отдавала каким-то негативом. На самом деле все далеко не так. Во всяком случае, первый заместитель гендиректора компании Сергей Сичкаренко уверен, что «Укртелеком» в совсем недалеком будущем способен стать той современной конкурентоспособной корпорацией европейского типа, которая не только также стабильно сможет пополнять бюджет страны, но и приблизит Украину к Европе по качеству коммуникационных услуг.

— Сергей Вадимович, что такое «Укртелеком» сегодня? Неужели, компанию, которая, кроме всего прочего, выполняет огромную социальную функцию телефонизации всей страны можно обвинить в неком монополизме, который тормозит развитие отечественного рынка коммуникаций?

— Начну с качественной оценки компании, но прежде позвольте сделать некую ремарку: то, что я буду говорить, — это в некотором роде мое видение компании и перспектив ее развития. Так как я на этой должности человек новый — приказ о моем назначении подписан лишь три недели назад — попытаюсь обрисовать вам лишь основные особенности компании. Кроме того, и должность моя подразумевает работу над стратегическими вопросами. Во-первых, мы действительно являемся в некотором роде естественным монополистом на рынке услуг связи: в какой-то степени это наследие, которое осталось от Советского Союза и которое какое-то время худо-бедно обеспечивало какую-то связь. Когда Украина обрела независимость, в наследство ей досталось не только оборудование, большая часть которого и морально, и технически устарела, но и огромное количество проблем в виде бесконечных очередей на установку телефонов, неудовлетворительной междугородной связи. Что касается международной связи, то в Украине ее не существовало вообще. Так как станции международной связи находились в Москве, наша страна оказалась «независимой», с точки зрения связи, от внешнего мира. То есть страна нуждалась в создании национального оператора, государственной структуры связи, которая бы смогла за весьма короткий срок решить множество вопросов. Этой структурой и стал «Укртелеком». Многие задачи уже решены, хотя кое-что актуально и по сей день. Почему «Укртелеком» продолжает оставаться монополистом, хотя это звучит иногда и не очень приятно? Наверное, потому, что некоторые вопросы, например, предоставление телефонных услуг рядовым гражданам, не берется решать ни один из ныне действующих операторов. Вообще деятельность «Укртелекома» можно представить в виде двух пирамид, одна из которых имеет основание внизу, а вторая — вверху. Что касается первой пирамиды, то ее основание составляют абоненты, представляющие большинство граждан нашей страны. Сегодня таких абонентов в Украине около девяти миллионов, то есть каждый пятый в нашей стране имеет дома телефон и пользуется услугами «Укртелекома». При этом все они платят за минуту разговора примерно три с половиной копейки, что в несколько раз меньше себестоимости. Верхнюю часть пирамиды представляют бизнес-абоненты, в основном юридические лица, которые совершают большое количество дорогостоящих междугородных и международных звонков и которые нуждаются в более развитых и качественных услугах передачи данных. Их значительно меньше, но именно они и составляют доходную часть «Укртелекома». Вторая пирамида, которая у нас острием вниз, — это сами доходы, которые «Укртелеком» получает от работы с абонентами. И вот что получается: острие этой пирамиды — доходы от обычных абонентов, а основание — доходы от бизнес-абонентов. Что касается первых, то как для корпорации для АО «Укртелеком» — это сплошной убыток, который перекрывается за счет юридических лиц. То есть вторые — это бизнес нашей компании, а первые — социальная сторона деятельности «Укртелекома». За счет такого перекрестного финансирования мы дотируем услуги по предоставлению обычной местной связи. Еще раз повторюсь: та плата, которая взимается за местные телефонные разговоры, не покрывает затраты за эту услугу. Кроме того, у нас есть еще и масса льготных категорий людей, которые пользуются услугами компании. Эти услуги мы тоже дотируем из средств, полученных за счет работы с бизнес-клиентами. А ведь есть еще и вопросы модернизации, замены старых аналоговых станций на цифровые. Ведь если ничего не делать в этой области, то через пять—восемь лет все это просто рухнет и восстановить положение дел будет довольно-таки сложно. При недостаточном бюджетном финансировании с такой задачей может сегодня справиться только полумонопольная или монопольная корпорация. В этих условиях частный оператор, понятная и законная цель которого зарабатывать деньги и получать прибыль, совсем не заинтересован в том, чтобы содержать убыточных абонентов. Таким образом, «Укртелеком» — единственное предприятие связи в нашей стране, несмотря на 400 частных операторов, которое эту задачу решает. И не будь он в какой-то мере монополистом, эту задачу решить было бы невозможно: мы бы просто имели повышение тарифов для населения в несколько раз. Такая ситуация возникла у нашего соседа — Польши. Быстрая и эффектная приватизация польского оператора «Франстелекомом» имела и негативные последствия. Когда национальный «телеком» был продан французам, тарифы сразу же возросли, причем намного быстрее, чем доходы самих поляков. «Франстелеком», которому важно зарабатывать деньги, не учел определенной социальной функции, которую выполнял национальный оператор, и такой скачок цен существенно отразился на развитии отрасли: сеть перестала расширяться. Когда мы говорим о приватизации «Укртелекома», мы должны учитывать как положительные, так и отрицательные моменты, которые возникали в результате подобных приватизаций. То есть, с одной стороны, мы должны решить важные проблемы, такие, как либерализация рынка, наполнение бюджета, и в то же время действовать очень четко и аккуратно, чтобы вместе «с водой не выплеснуть и ребенка», не забыть про 7—8 млн. наших абонентов, которые могут быть поставлены в крайне тяжелое положение. Это одна из очень многих причин, почему приватизация «Укртелекома» такая непростая задача.

— Расскажите о динамике развития «Укртелекома».

— Сегодня все понимают, что отрасль должна переходить на рыночные отношения. Мы за хорошую и здоровую конкуренцию, которая позволит отрасли развиваться. Этот процесс, хочет этого кто-то или нет, неизбежен. Сегодня многим пора согласиться с тем, что «Укртелеком» — такой же участник рынка связи, как и остальные, и он должен конкурировать с многочисленными частными операторами. Мы пытаемся это делать, и, отмечу, довольно успешно. И если еще два-три года назад некоторым частным операторам удавалось работать на этом рынке эффективнее, чем «Укртелекому», то с приходом новой команды ситуация значительно изменилась. Благодаря новым приоритетам, основанным на внедрении современных технологий, качественно иному менеджменту, мы добились за последний год стабильного роста доходов, что моментально отразилось не только на имидже компании, но и на ее привлекательности в плане бизнеса и инвестиций. Должен отметить еще один момент. Как это существует во всех странах с переходной экономикой, отсутствие четких рыночных регуляций, несовершенство законов породили в свое время нечестную конкуренцию, которая доходила просто до противозаконных действий со стороны частных операторов. Ясно, что небольшая частная компания более мобильна и динамична, чем государственный гигант, на котором работают более 120 тыс. человек. И такие компании часто проявляли чудеса не только в быстроте развертывания тех или иных направлений бизнеса, но и в аспектах, подпадающих уже под определенную статью закона, которая за определенные деяния предполагает не похвалу, а наказание. Многие компании просто воровали траффик, нанося тем самым «Укртелекому», а значит — и государству, довольно ощутимый ущерб. Мы вынуждены были вести большое количество судебных процессов, связанных с такими противозаконными деяниями приватных компаний. Сейчас ситуация выравнивается: «Укртелеком» и девять крупнейших частных операторов подписали меморандум, который определил правила игры на украинском рынке, согласно установленным законом нормам. То есть сегодня тезис о том, что сотрудничать — это намного выгоднее, чем воевать, находится уже в практической плоскости. Такое изменение ситуации также отразилось на росте доходов «Укртелекома»: воровать стали меньше, соответственно, уменьшились потери и пошла в рост рыночная составляющая. Компании же, которые до этого были откровенно пиратскими, либо вытеснены с рынка, либо перешли в легальный бизнес. Все это позволяет «Укртелекому» в самом недалеком будущем позиционировать себя уже как современную корпорацию европейского типа, которая готова конкурировать со всеми компаниями на паритетных основах.

— Если взять все задачи и структуризировать их, разложить по пунктам, то в какой очередности встанут вопросы, требующие неотлагательного решения?

— Таких задач сегодня очень много. Но первая, которую «Укртелеком» должен решить, — это, конечно же, вопрос о ликвидации той самой злосчастной очереди на установку телефона. И должен отметить: очереди сокращаются. Представьте, при бурном развитии оптико-волоконной, цифровой связи, еще есть люди, которые хотят установить телефон, но вынуждены ждать его установки месяцами. Есть и бизнес-абоненты, готовые платить за связь и качественные услуги, но которым мы эти услуги по техническим причинам предоставить еще не можем. Второй по важности вопрос — техническое переоснащение. Что говорить, когда многим аналоговым станциям десятки лет, и они буквально «дышат на ладан». Эти станции не позволяют нам расширяться. Значительную часть свободных средства мы сейчас и направляем на развитие технической базы, без которой мы просто не в состоянии решить первую задачу. Замечу, что в этой связи у нас очень положительная динамика: мы поэтапно заменяем устаревшую технику на современную. Третья по важности задача — структурные изменения. Нам необходимо реструктуризировать «Укртелеком», дабы превратить его в современную инвестиционно привлекательную бизнес-компанию европейского класса. Только такая компания может быть преуспевающей на быстро развивающемся рынке. Эта реструктуризация включает не только кадровые изменения, но и некоторые смены приоритетов в управлении компанией и направлениях ее деятельности. И еще одна немаловажная задача — подготовить компанию к приватизации: рано или поздно, но национальные «телекомы» в разных странах приватизировались. А для того чтобы принести в бюджет средства, в которых страна очень остро нуждается, и привлечь в отрасль значительные инвестиции, мы и должны создать структуру, за которую заплатят настоящие деньги. Таким «Укртелеком» может быть лишь при выполнении всех тех задач, о которых мы с вами говорили.

— Сергей Вадимович, многие бизнесмены жалуются, что в Украине большинство законов, регулирующих ту или иную экономическую отрасль, очень несовершенны. Отражается ли это на вашей отрасли?

— Я не специалист в области законодательства, поэтому выскажу свою точку зрения. Как вы знаете, вскоре в парламенте будут обсуждать закон «О телекоммуникации», который, я думаю, должен определить правовое поле и обязанности «игроков» в этой отрасли. Сейчас же иногда звучат предложения, которые отдают популизмом и противоречиями. К примеру, дискутируется предложение о посекундной тарификации местных телефонных звонков и установлении соответствующих счетчиков, дабы абонент смог контролировать свои расходы на телефонные разговоры. Конечно, это правильно, применять посекундную тарификацию и устанавливать тарификаторы. Потребитель должен быть защищен. Но, если мы сейчас примем закон о посекундной тарификации, то покажите мне ту строку в бюджете, в которой бы указывалось, что на изготовление и установку этих счетчиков выделено 250 млн. грн. Мы готовы сделать и установить тарификаторы, но для этого нужны деньги. Конечно, можно обязать «Укртелеком» как государственную компанию это сделать, но тогда сотни тысяч тех, кто стоит в очереди на телефон, так и останутся в этой очереди; не будут модернизированы и телефонные станции и т. д. Так что к подобным вещам желательно подходить, проведя с нами соответствующие консультации.

— И последний вопрос, как у вас со свободным временем?

— Проблемы свободного времени у меня нет. Уже 12 лет. В семье привыкли к тому, что я много работаю. Если спросите о хобби, то отвечу, что люблю книги и возню с компьютерами. Правда, и на это времени сейчас не хватает. А так хочется еще раз перечитать Льва Толстого...


Досье


Сичкаренко Сергей Вадимович родился в 1961 году в Киеве. Окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности промышленное и гражданское строительство. Работал старшим инженером, младшим научным сотрудником НИИ типового и экспериментального проектирования жилья и общественных зданий г. Киева. Был заведующим лабораторией Всесоюзного НИИ теории архитектуры и градостроительства. Впоследствии работал техническим директором АОЗТ «Топаз Информ» и директором ООО «Стар Телеком». С 2002 года — первый заместитель генерального директора ОАО «Укртелеком». Женат, воспитывает дочь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий